…Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Но практически положение мужчин и женщин и, в первую очередь, в экономической сфере, не является равным. По заявлению председателя комиссии по правовому положению женщин Международного союза юристов доктора юридических наук Светланы Полениной, в России происходит феминизация безработицы и бедности (С.В. Поленина. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права.)

В России женщины находятся в более уязвимом положении по сравнению с мужчинами, которое усугубляется в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком и тем, что на женщин приходится основная ответственность по воспитанию и образованию детей в случае распада семьи (по официальной статистике, на 8,9 браков приходится 4,8 разводов; в Москве и Санкт-Петербурге распадается до 80% семей, 30% детей рождается в неполных семьях, то есть воспитываются без отцов. – (Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ).

 

Особенности положения женщин-ПИН

 

            Согласно оценке активистки НПО, оказывающей помощь ПИН и секс-работницам, 50–60% женщин-ПИН, на регулярной основе оказывают сексуальные услуги в обмен на деньги или наркотики, и эта деятельность является для них единственным способом обеспечения себя и зачастую своего сексуального партнера наркотическими веществами, а также удовлетворения основных жизненных потребностей. По мнению активистов, работающих в программе снижения вреда, из тех женщин-ПИН, которые не являются коммерческими секс-работницами, примерно 80% хотя бы один раз в жизни оказывали услуги сексуального характера с целью получения доступа к наркотикам.

            В данном отчете мы не касаемся вопросов произвола сотрудников правоохранительных органов в отношении ПИН, но отметим лишь один его аспект, связанный непосредственно с женщинами.

            В соответствии со статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), занятие проституцией влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей. На практике же административная ответственность применяется по отношению к секс-работницам в ограниченном виде, а именно в соответствии с ежемесячным планом оформления административных штрафов за проституцию. Однако секс-работницы, употребляющие наркотики, подвержены дополнительным гонениям со стороны представителей правоохранительных органов. По свидетельствам самих женщин, практически 100% из них вынуждены предоставлять сексуальные услуги представителям правоохранительных органов в обмен на возможность заниматься секс-работой. Случаи принуждения к сексу не являются единичными – напротив, несколько лет назад существовал негласный порядок, согласно которому женщины доставлялись в отделение милиции для оказания сексуальных услуг представителям правоохранительных органов; в противном случае им грозили обвинениями в хранении и распространении наркотиков и пресечением возможности заниматься секс-работой, но не на основании закона, а на основании личной неприязни со стороны сотрудников милиции, которые в таком случае «перестанут закрывать глаза на их деятельность». В настоящее время подобная практика имеет не столь широкий размах, но случаи вынужденного оказания сексуальных услуг сотрудникам милиции все еще нередки. Большее распространение получает практика принудительных работ: женщины снимаются с «точки», доставляются в отделение милиции, где под угрозой составления протокола выполняют работы по уборке помещения.

            Сексуальным домогательствам со стороны сотрудников правоохранительных органов подвергаются не только женщины-ПИН, вовлеченные в секс-бизнес. По свидетельству одной их респонденток-ПИН, она уснула и оказалась в вагоне метро, едущем в парк. Женщина имела несчастье попасться на глаза милиционеру, проверяющему вагоны метро перед отправлением поезда в парк. Представитель правоохранительных органов отвел ее в пикет и под угрозой возбуждения обвинения в распространении наркотиков принудил ее к сексу. При этом он отказался от использования презерватива, поставив ее под угрозу заражения ВИЧ-инфекцией и ИППП. Такие случаи не являются единичными, о них рассказывали многие респондентки.

            Перед лицом правоохранительных органов женщины-ПИН, особенно ПИН, вовлеченные в секс-бизнес, оказываются абсолютно бесправными, подвергаются сексуальному и физическому насилию.

            Еще одной проблемой женщин-ПИН, которая является следствием их сексуальной уязвимости, является высокий уровень заболеваемости ИППП. По данным когортного исследования, проведенного на базе Биомедицинского центра в Санкт-Петербурге, у 100% обследованных женщин-ПИН была выявлена хотя бы одна ИППП, а у 70% – сочетанные инфекции (Красносельских Т.В. и др. Данные обследования на ВИЧ-инфекцию и ИППП женщин, употребляющих инъекционные наркотики, в Санкт-Петербурге // СПИД, рак и общественное здоровье, 2006).

            Согласно оценкам самих ПИН, а также работников организаций, предоставляющих помощь ПИН, около 35% женщин-ПИН хотя бы один раз оказывались в местах лишения свободы. По оценке специалиста НПО, работающего в сфере оказания услуг ВИЧ-положительным ПИН, отбывающим или ранее находившимся в местах лишения свободы (МЛС), 80% из них были осуждены в связи с употреблением наркотиков. Вопросы, связанные с условиями содержания в МЛС, соблюдением прав человека в МЛС, отсутствием наркологической помощи, а также фактами предоставления просроченных антиретровирусных препаратов, требуют отдельного внимания. В данном докладе мы коснемся некоторых аспектов положения людей, находящихся в местах лишения свободы, в первую очередь женщин, которые еще более увеличивают их уязвимость по сравнению с мужчинами.

            По свидетельствам респонденток, отбывавших срок в местах лишения свободы, в случае, если женщина рожает ребенка в тюрьме или в колонии, не исключена вероятность, что сразу после родов ее могут лишить родительских прав. Если этого не происходит, то до трех лет ребенок находится с матерью, а потом его забирают в Дом ребенка. И после освобождения женщине стоит огромных усилий восстановить родительские права.

            Кроме того, после освобождения женщина сталкивается с проблемой восстановления своего социального статуса, обусловленного судимостью и нахождением в местах лишения свободы, что, в частности, является значительным препятствием для устройства на работу. Мужчины, отбывавшие срок в местах лишения свободы, могут найти работу, связанную с тяжелым физическим трудом. Женщинам зачастую оказывается невозможно найти даже такую работу, которая не требует квалификации.

            Таким образом, после освобождения из МЛС женщины попадают в крайне уязвимое положение. И не случайно для многих из них единственным способом обеспечить себя становится возврат к криминальной деятельности, проституции, а единственным способом справиться со стрессом – возобновление употребления наркотиков.

 

Доступ к наркологической помощи

 

            Медицинские стандарты оказания помощи потребителям наркотиков регулируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2003 г. № 500 «Об утверждении протокола ведения больных “Реабилитация больных наркоманией”» (Z50.3). Протокол не выделяет женщин-ПИН в отдельную группу и не предусматривает специальных мероприятий по оказанию им наркологической помощи.

            Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 64% потребителей наркотиков пытались избавиться от зависимости самостоятельно. Только 5% зависимых женщин и 7% мужчин не лечились и не хотели этого. 25% поступают для лечения повторно в том же году. 95–97% прошедших лечение в государственных наркологических диспансерах в том же году вновь начинают принимать наркотики, что говорит о крайне низкой эффективности государственной наркологической помощи.

Основные препятствия для доступа ПИН к услугам государственной наркологической помощи

  1. Необходимым условием для получения государственной наркологической помощи является необходимость постановки на учет, что влечет за собой ряд негативных последствий. Наличие наркологического диагноза существенно ограничивает права человека: не позволяет заниматься определенными видами профессиональной деятельности, а также деятельностью, связанной с повышенной опасностью (например, управлять собственным автомобилем); служит основанием для лишения родительских прав; является медицинским противопоказанием для усыновления ребенка или установления над ним опеки или попечительства; служит основанием для ограничения дееспособности гражданина и установления над ним опеки, если «злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами» приводит к тому, что его семья оказывается в тяжелом материальном положении.
  2. Отсутствие документов: паспорта и полиса обязательного медицинского страхования (ОМС).
  3. Очереди на лечение – существуют листы ожидания на детоксикацию и на реабилитацию.
  4. Отсутствие наркологической помощи в момент обращения вынуждает потребителей в активной форме зависимости возвращаться на улицы в поисках очередной дозы наркотика.
  5. Процедуру детоксикации бесплатно можно пройти один раз в шесть месяцев.

 

Дополнительные препятствия для доступа женщин к услугам государственной наркологической помощи

  1. Невозможность нахождения в стационаре, оказывающем наркологическую помощь, с малолетними детьми. В Городской наркологической больнице (ГНБ) есть отделение для женщин, но нахождение там с детьми невозможно. В России не существует ни одной наркологической клиники, в которой возможно пребывание женщин с детьми.
  2. Беременность. Беременных женщин принимают на лечение крайне редко и только в случае, если срок беременности не превышает 12 недель. В ГНБ беременная женщина может получить наркологическую помощь на сроке 20–24 недели.
  3. Дополнительная стигматизация со стороны медработников. Традиционно к женщинам, употребляющим алкоголь и наркотики, отношение хуже, чем к мужчинам, делающим то же самое.
  4. Сильная самостигматизация.
  5. Вовлеченность в секс-бизнес.
  6. Зависимость от партнера, который может запретить женщине обращаться к врачам.

            В Санкт-Петербурге, помимо государственных учреждений наркологической помощи, существует ряд негосударственных реабилитационных центров. Их основными преимуществами являются:

1)      на этапе детоксикации фармакотерапия осуществляется более качественными и эффективными препаратами;

2)      более внимательное по сравнению с государственными медицинскими учреждениями наблюдение за больными, обусловленное как меньшим количеством пациентов, так и более высокой зарплатой (а соответственно и мотивированностью) медицинского персонала;

3)      отсутствие стигматизации со стороны медицинского персонала;

4)      на этапе реабилитации предлагаются разные программы, но их эффективность (ремиссия больше года) выше в негосударственных центрах реабилитации.

Основным препятствием для доступа к услугам негосударственной наркологической помощи является высокая стоимость услуг: от 500 до 10 000 евро.

 

Доступ к услугам здравоохранения

 

Гражданам России первичное государственное медицинское обслуживание предоставляется бесплатно на основании полиса обязательного или добровольного медицинского страхования.

Лицам, не являющимся гражданами России, бесплатно оказывается скорая и неотложная медицинская помощь. Остальные виды медицинской помощи предоставляются на платной основе. Граждане России, не имеющие документов (паспорта и/или полиса обязательного медицинского страхования), бесплатную медицинскую помощь получить не могут.

            Людям без определенного места жительства необходимо получить справку об отсутствии у них постоянной регистрации в организации, занимающейся проблемами людей без определенного места жительства. Эта справка предъявляется при поступлении на лечение, и на ее основании человек может получить бесплатную медицинскую помощь. Для женщин с детьми, не имеющих определенного места жительства, данный вариант может представлять опасность, так как ребенка могут забрать органы опеки.

            Огромной проблемой для ПИН является отсутствие документов: утерянных, оставленных в родительском доме, украденных и не восстановленных паспортов и полисов обязательного медицинского страхования. Отсутствие документов составляет главное препятствие для доступа ПИН к услугам здравоохранения даже в случае острой необходимости.

 

Доступ женщин-ПИН к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем и профилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку (ППМР)

 

            По свидетельствам врача-гинеколога женской консультации, женщины-ПИН крайне редко обращаются за медицинской помощью, для регулярного осмотра – практически никогда, в единичных случаях – по беременности. Согласно информации, предоставленной акушером-гинекологом 16-го отделения больницы им. Боткина, почти 100% поступающих в отделение женщин-ПИН (в данном отделении около 30% всех рожениц – ПИН) впервые попадают к врачу только при родах. Случаи, когда женщина-ПИН состояла на учете по беременности до родов являются единичными. По свидетельствам самих женщин и активистов, работающих в сфере оказания помощи женщинам-ПИН, некоторые из них не вызывают «скорую помощь» в случае родов, особенно если в момент родов они находятся в состоянии наркотического опьянения. Такие случаи бывают часто. Роды могут произойти в подъезде, в квартире или даже на улице. Дальнейшая судьба детей, рожденных в таких условиях, неизвестна. Нередки случаи избавления от ребенка путем удушения, выноса на мороз, на помойку и т.д.

            Существует инструкция по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, утвержденная приказом Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г., № 606, согласно которой показаниями для применения профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции является беременность сроком более 13 недель. Согласно данной инструкции, 100% ВИЧ-положительных женщин должны ее проходить. Однако на практике получается, что подавляющее большинство ВИЧ-положительных женщин-ПИН получают химиопрофилактику уже в родах или не получают вообще, что ведет к увеличению риска передачи ВИЧ-инфекции новорожденным.

            Другими последствиями отказа от обращений к врачу-гинекологу и за медицинской помощью по беременности являются:

1)      отсутствие знаний об эффективных методах контрацепции и возможных медицинских консультациях по их применению;

2)      отсутствие возможности медицинского прерывания беременности в случае, если женщина не хочет рожать ребенка;

3)      серьезные проблемы со здоровьем у женщины и дальнейшее распространение инфекции, как результат не пролеченных ИППП;

4)      патологии развития плода из-за не пролеченных во время беременности ИППП;

5)      отсутствие регулярного наблюдения у акушера-гинеколога ставит под угрозу и здоровье женщины, и жизнь и здоровье ее будущего ребенка.

Официальной статистики об уровне рождаемости среди женщин-ПИН не существует, но, по оценкам экспертов и самих женщин-ПИН, он незначительно ниже уровня рождаемости среди женщин общей популяции.

Мы планировали включить в данный отчет информацию о том, что происходит с детьми, рожденными женщинами-ПИН, какова среди них распространенность ВИЧ-инфекции, какой процент отказов от таких детей, сколько их остается с родителями и как складывается их судьба. К сожалению, доступ к подобного рода информации оказался затрудненным, и в рамках нашего исследования мы не смогли получить полной картины. Для интервью с государственными сотрудниками, обладающими соответствующей информацией, а также для получения допуска в больницы и Дома ребенка, в которых находятся дети, рожденные женщинами-ПИН, необходимо наличие письменного разрешения чиновника уровня городской администрации, что требует больших усилий и затрат времени. Сотрудница организационно-методического отдела обмолвилась в телефонном разговоре, что официальной статистики по детям, рожденным женщинами-ПИН, просто не ведется, что только подчеркивает факт игнорирования проблем женщин-ПИН репродуктивного возраста на государственном уровне.

            По данным, предоставленным активисткой программы снижения вреда для женщин, нередки случаи изъятия новорожденного у матери-ПИН. В том случае, если женщина-ПИН опаздывает на выписку ребенка из роддома хотя бы на несколько минут, ребенка отправляют в детскую больницу в Колпино и забрать его оттуда бывает крайне затруднительно, если вообще возможно. Для интервью с главным врачом или начальником медицинской части Колпинской детской больницы также оказалось необходимым разрешение городской администрации.

            В рамках данного отчета мы можем только ограничиться заявлением, что круг вопросов, связанный с детьми, рожденными женщинами-ПИН, в том числе ВИЧ-положительными, нуждается в пристальном изучении.

 

Препятствия к доступу к услугам по репродуктивному здоровью и к профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции

Основным и самым серьезным препятствием для обращения за услугами по репродуктивному здоровью, по беременности и профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции является нежелание или отсутствие возможности обращения за врачебной помощью во время беременности. В абсолютном большинстве случаев это обусловлено фактом и последствиями употребления наркотиков.

  1. Воздействие наркотика на женский организм таково, что может привести к нарушениям менструального цикла. Для большинства женщин-ПИН отсутствие менструации в течение полугода и более – обычное явление, то есть задержку менструации они часто не воспринимают как признак наступления беременности и осознают свое положение с первыми движениями плода в утробе.
  2. Распорядок жизни подчинен процессу добывания и употребления наркотика – поход к врачу «не вписывается» в это расписание. По свидетельствам респонденток, беременные секс-работницы оказывают услуги вплоть до самых родов. По свидетельствам врачей-гинекологов, роженицы-ПИН уходят из роддома спустя несколько часов после родов, чтобы сделать инъекцию.
  3. Стигматизация со стороны медицинских работников по поводу употребления наркотиков, негативный предыдущий опыт взаимодействия с врачом-гинекологом в женской консультации.
  4. Сильная самостигматизация, ощущение себя недостойной получения медицинской помощи.
  5. Отсутствие документов, необходимых для получения медицинского обслуживания.
  6. Незнание своих прав, которые дают возможность выносить и родить здорового ребенка.
  7. Обусловленные образом жизни проблемы соблюдения приверженности антиретровирусной терапии.

Практика отказа женщин, употребляющих наркотики, от услуг, связанных с репродуктивным здоровьем, включая профилактику ИППП, контрацепцию, ведение беременности, профилактику вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, широко распространена и приводит к необратимым негативным последствиям, которые будут сказываться еще в течение многих лет.

 

Доступ к социальным услугам

 

При лечении наркотической зависимости пособие по нетрудоспособности не выплачивается, что является дополнительным препятствием к получению женщинами-ПИН наркологической помощи. Законодательных ограничений в предоставлении социальной поддержки (льгот, пенсий, пособий) женщинам, употребляющим наркотики/состоящим на учете по поводу наркотической зависимости (в том числе ВИЧ-положительным ПИН), не существует, но на практике это происходит, например, по причине предвзятого отношения чиновника, назначающего пособие. С другой стороны, следует отметить, что женщины-ПИН крайне редко и неохотно обращаются за получением социальной помощи, так как это связано с длительным оформлением документов и стоянием в очередях, несовместимыми с образом жизни ПИН.

В государственных и негосударственных центрах помощи женщинам, находящимся в кризисных ситуациях, действуют правила, запрещающие пребывание в них женщин-ПИН; другими словами, им и их детям отказано в праве на подобную помощь, даже в случае, если они окажутся жертвами физического насилия.

Доступ к программам снижения вреда и пример эффективного опыта работы с женщинами-ПИН в рамках программы снижения вреда в Санкт-Петербурге

 

            В России нет заместительной терапии и государственных программ снижения вреда от наркотиков. Вместе с тем в стране укоренился достаточно противоречивый взгляд на наркозависимость: с одной стороны, это серьезная болезнь, требующая лечения (позиция официальной наркологии), с другой – это распущенность и преступление (позиция правоохранительных органов).

            Факт, что значительное количество потребителей наркотиков по собственной воле вряд ли обратятся за медицинской помощью, как и факт существования тех, кто, несмотря на пройденное лечение, возобновит употребление наркотиков, оказываются за пределами внимания государства. Все эти люди – вне сферы влияния медицинских служб. На уровне государства программы снижения вреда оцениваются как элемент пропаганды наркотиков.

            Подобное отношение официальной власти привело к тому, что для ПИН в аптеках оказался затрудненным доступ к шприцам. Они есть в продаже, но, во-первых, их никогда не выставляют в витринах, а во-вторых, человеку, который выглядит как ПИН, их часто просто отказываются продавать. Согласно свидетельствам активистов из среды ЛЖВ, имеющих опыт употребления наркотиков, нередки перебои в поставках шприцев: в аптеках целого района или даже нескольких городских районов их может не быть в течение недели. Некоторые респондентки-ПИН были убеждены, что шприцы в аптеках в настоящее время вообще не продаются.

            Вся деятельность по снижению вреда в России проводится некоммерческими организациями, финансируемыми международными фондами. В Санкт-Петербурге выездной пункт программы снижения вреда, который предоставляет возможность для ПИН обменять шприцы, получить презервативы и информацию, действует в рамках проекта НКО «Гуманитарное действие».             Единственным способом проведения мероприятий по снижению вреда для женщин-ПИН является выездной пункт программы снижения вреда, ориентированный на женщин-ПИН и секс-работниц. Его деятельность также осуществляется в рамках проекта «Гуманитарное действие». По словам активистов, работающих в автобусе, их программой охвачены порядка 2000 женщин: ПИН и оказывающих сексуальные услуги в г. Санкт-Петербурге, что составляет около 15–20% от общего числа ПИН и секс-работниц г. Санкт-Петербурга.

            В рамках работы этого проекта для женщин происходит обмен шприцев, выдача презервативов, консультирование по вопросам контрацепции, выдача тестов на беременность, контроль за регулярным тестированием на беременность, помощь в восстановлении документов, постановке на учет по беременности и в получении ППМР, помощь в налаживании контакта с семьей, помощь в передаче новорожденного ребенка матери, психологическая помощь и поддержка. Благодаря деятельности проекта в течение последнего года 48 женщин-ПИН и секс-работниц  получили доступ к услугам по беременности и ППМР. Большинство детей, рожденных этими женщинами, остались с мамами. Около 70% матерей смогли достичь стойкой ремиссии. Данные результаты свидетельствуют, что эффективная работа с женщинами, употребляющими наркотики, возможна. Но, конечно, для такого большого города, как Санкт-Петербург, явно недостаточно ресурсов одного маленького автобуса.

 

Выводы

 

Необходимо обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство женщин-ПИН находятся в репродуктивном возрасте; у 50% на иждивении находятся малолетние дети. Необходимо срочно принять меры по расширению доступа женщин-ПИН к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем, профилактикой ППМР, наркозависимостью, а также к услугам социальной и психологической помощи.

            Для решения этой задачи мы предлагаем следующие шаги:

  1. Обеспечить финансирование программ снижения вреда, адаптированных к нуждам женщин. В рамках программ снижения вреда, ориентированных на женщин-ПИН, особенно ПИН-секс-работниц, должно проводиться консультирование по вопросам контрацепции и ИППП, а также предоставляться возможность обследования и лечения ИППП. Каждой клиентке ежемесячно необходимо выдавать тест на беременность с тем, чтобы женщина уже на ранних сроках могла сделать осознанный выбор в отношении сохранения или прерывания беременности. В том случае, если клиентка намерена прервать беременность, сотрудники программы снижения вреда должны перенаправить ее в соответствующее учреждение, оказать помощь в сдаче анализов и сборе необходимых документов, а также сопроводить клиентку на операцию. В случае принятия решения о сохранении беременности клиентке следует оказать необходимую помощь и поддержку, связанные с обращением в женскую консультацию, сдачей анализов, обращением в СПИД-центр, соблюдением приверженности ППМР, налаживанием связей с семьей. Беременная женщина-ПИН нуждается в сопровождении для выполнения всех мероприятий, направленных на снижение вреда для здоровья будущего ребенка. При отсутствии заместительной терапии женщину необходимо ориентировать на отказ от химической зависимости. Программы снижения вреда должны быть максимально приближены к местам проживания клиентов/деятельности/местам нахождения с целью употребления наркотиков и должны учитывать специфику их образа жизни.
  2. Решить проблему на уровне государственной системы здравоохранения. Мы предлагаем создать специальные кабинеты для женщин-ПИН при районных женских консультациях. В идеале, в каждом таком кабинете должны вести прием гинеколог, инфекционист и нарколог. Женщины должны иметь возможность сдать анализы в момент визита, получить консультацию и препараты для ППМР и/или лечения ИППП, а также, при необходимости, качественного и бесплатного прерывания беременности. В рамках работы кабинетов должна существовать доверительная и безопасная атмосфера. Такие кабинеты должны работать каждый день, по несколько часов, в дневное и вечернее время и, в идеале, – иметь отдельный вход.
  3. Создать специализированные реабилитационные центры для женщин с детьми и беременных женщин, в которых женщины могли бы получить качественную наркологическую, психологическую и социальную помощь и поддержку и детям был бы обеспечен должный уход и присмотр.
  4. Создать хотя бы один кризисный центр, в который могли бы обратиться за помощью женщины-ПИН, в том числе и с детьми.
  5. Создать на постоянной основе службу социального сопровождения для женщин, освободившихся из мест лишения свободы, направленную на оказание помощи в трудоустройстве, восстановлении родительских и имущественных прав, получении пособий и поддержании трезвости.

 


Источники информации

 

  1. Cichocki M. HIV Around the World – The Russian Federation, Updated June 06, 2010;
  2. Epidemiological Country Profile on HIV and AIDS: Russian Federation// Всемирная организация здравоохранения.
  3. Feshbach Dr. M., Galvin C. M.. HIV/AIDS in Russia – An Analysis of Statistics, January 2005;

http://apps.who.int/globalatlas/predefinedReports/EFS2008/short/EFSCountryProfiles2008_RU.pdf;  

  1. UNAIDS. HIV/AIDS Estimates for Russia «Exaggerated», Country's Top Health Official Says November 28, 2007;
  2. Официальный отчет Санкт-Петербургского СПИД-центра за 2008 год.
  3.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
  4. Количество ВИЧ-инфицированных в России за 2009 год// Статистика. – М.: Федеральный центр по профилактике и борьбе со СПИДом, 2010Федеральный центр по профилактике и борьбе со СПИДом, http://hivrussia.ru/stat/2009.shtml.
  5.  Конституция Российской Федерации
  6.  Красносельских Т.В. и др. Данные обследования на ВИЧ-инфекцию и ИППП женщин, употребляющих инъекционные наркотики, в Санкт-Петербурге// СПИД, рак и общественное здоровье. – Спб., 2006;

10.  Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, http://www.minzdravsoc.ru;

11.  О состоянии эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации// «Демоскоп Weekly», № 337-338, 16-29 июня 2008. http://demoscope.ru/weekly/2008/0337/reprod01.php;

12.   Поленина С.В. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права.

13.   Приказ Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г., № 606;

14.   Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2003, № 500 «Об утверждении протокола ведения больных “Реабилитация больных наркоманией”» (Z50.3);

15.   Федеральная служба государственной статистики РФ, http://www.gks.ru;

16.  Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков,  http://fskn.gov.ru/fskn/index.htm;

 

 

 

 

Описательный отчет «Мониторинг 20-11 Симона +»


Номер проекта #:20032992

Программно-целевой Благотворительный Фонд СВЕЧА

Контактные лица: Тимофеева Ольга, Волгина Александра

 

Отчетный период: 01.08.2011- 31.12.2011

Дата предоставления отчета: 06.02.2011

 

  1.       I.                Цель проекта 

Выявление перебоев поставок жизненно важных лекарственных препаратов и средств диагностики для ВИЧ-положительных людей в 20 регионах Российской Федерации и информирование общественности о ситуации.

  1. Сбор информации о доступе к АРТ и доступе к диагностике на состояние иммунного статуса для ВИЧ-положительных пациентов в 20 регионах России.
  2. Систематизация и анализ полученной информации
  3. Распространение информации о выявленных проблемах: обратная связь с регионами, передача данных для адвокации ITPCru и государственным органам.

 

 

2. Основная информация и выводы:

С августа по декабрь 2011 года в рамках проекта «СИМОНА+», посвященного мониторингу доступа к адекватному тестированию, связанному с контролем за ВИЧ-инфекцией, а также доступу к лечению ВИЧ, были опрошены ВИЧ-инфицированные пациенты в 16 городах России (Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Тольятти, Рязань, Уфа, Курск, Калининград, Брянск, Златоуст, Владивосток, Набережные Челны, Оренбург, Тюмень, Пермь, Орск). За указанный период времени опрос проводился четыре раза кратно. Общее количество собранных анкет составило 602 штуки. Собранная информация позволила подтвердить наличие фактов перебоев с тест-системами, кроме того, получены косвенные доказательства перебоев с АРВ (27% опрошенных сообщили о смене схемы лечения в течение предыдущих 6 месяцев, более четверти случаев смены схемы лечения обусловлены немедицинскими причинами).

 

Кроме того, в рамках проект СИМОНА+ выявлены многие другие проблемы, связанные с диагностикой и лечением ВИЧ: отсутствие единых протоколов, регламентирующих список и порядок процедур, которые необходимо пройти перед назначением АРВТ, приводит к тому, что СПИД-Центры неоправданно усложняют показания для назначения терапии и отказывают пациентам в эффективных медикаментах. При назначении АРВ терапии врачи СПИД-Центров руководствуются внутренними правилами своего лечебного учреждения, а не общепринятыми стандартами лечения.  Более того, требования к назначению лечения отличаются как по городам, так и среди врачей одного и того же лечебного учреждения. В то же время, несмотря на то, что анализ к

Бесплатный хостинг uCoz