|
…Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Но практически положение мужчин и женщин и, в первую очередь, в экономической сфере, не является равным. По заявлению председателя комиссии по правовому положению женщин Международного союза юристов доктора юридических наук Светланы Полениной, в России происходит феминизация безработицы и бедности (С.В. Поленина. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права.)
В России женщины находятся в более уязвимом положении по сравнению с мужчинами, которое усугубляется в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком и тем, что на женщин приходится основная ответственность по воспитанию и образованию детей в случае распада семьи (по официальной статистике, на 8,9 браков приходится 4,8 разводов; в Москве и Санкт-Петербурге распадается до 80% семей, 30% детей рождается в неполных семьях, то есть воспитываются без отцов. – (Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ).
Особенности положения женщин-ПИН
Согласно оценке активистки НПО, оказывающей помощь ПИН и секс-работницам, 50–60% женщин-ПИН, на регулярной основе оказывают сексуальные услуги в обмен на деньги или наркотики, и эта деятельность является для них единственным способом обеспечения себя и зачастую своего сексуального партнера наркотическими веществами, а также удовлетворения основных жизненных потребностей. По мнению активистов, работающих в программе снижения вреда, из тех женщин-ПИН, которые не являются коммерческими секс-работницами, примерно 80% хотя бы один раз в жизни оказывали услуги сексуального характера с целью получения доступа к наркотикам. В данном отчете мы не касаемся вопросов произвола сотрудников правоохранительных органов в отношении ПИН, но отметим лишь один его аспект, связанный непосредственно с женщинами. В соответствии со статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), занятие проституцией влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей. На практике же административная ответственность применяется по отношению к секс-работницам в ограниченном виде, а именно в соответствии с ежемесячным планом оформления административных штрафов за проституцию. Однако секс-работницы, употребляющие наркотики, подвержены дополнительным гонениям со стороны представителей правоохранительных органов. По свидетельствам самих женщин, практически 100% из них вынуждены предоставлять сексуальные услуги представителям правоохранительных органов в обмен на возможность заниматься секс-работой. Случаи принуждения к сексу не являются единичными – напротив, несколько лет назад существовал негласный порядок, согласно которому женщины доставлялись в отделение милиции для оказания сексуальных услуг представителям правоохранительных органов; в противном случае им грозили обвинениями в хранении и распространении наркотиков и пресечением возможности заниматься секс-работой, но не на основании закона, а на основании личной неприязни со стороны сотрудников милиции, которые в таком случае «перестанут закрывать глаза на их деятельность». В настоящее время подобная практика имеет не столь широкий размах, но случаи вынужденного оказания сексуальных услуг сотрудникам милиции все еще нередки. Большее распространение получает практика принудительных работ: женщины снимаются с «точки», доставляются в отделение милиции, где под угрозой составления протокола выполняют работы по уборке помещения. Сексуальным домогательствам со стороны сотрудников правоохранительных органов подвергаются не только женщины-ПИН, вовлеченные в секс-бизнес. По свидетельству одной их респонденток-ПИН, она уснула и оказалась в вагоне метро, едущем в парк. Женщина имела несчастье попасться на глаза милиционеру, проверяющему вагоны метро перед отправлением поезда в парк. Представитель правоохранительных органов отвел ее в пикет и под угрозой возбуждения обвинения в распространении наркотиков принудил ее к сексу. При этом он отказался от использования презерватива, поставив ее под угрозу заражения ВИЧ-инфекцией и ИППП. Такие случаи не являются единичными, о них рассказывали многие респондентки. Перед лицом правоохранительных органов женщины-ПИН, особенно ПИН, вовлеченные в секс-бизнес, оказываются абсолютно бесправными, подвергаются сексуальному и физическому насилию. Еще одной проблемой женщин-ПИН, которая является следствием их сексуальной уязвимости, является высокий уровень заболеваемости ИППП. По данным когортного исследования, проведенного на базе Биомедицинского центра в Санкт-Петербурге, у 100% обследованных женщин-ПИН была выявлена хотя бы одна ИППП, а у 70% – сочетанные инфекции (Красносельских Т.В. и др. Данные обследования на ВИЧ-инфекцию и ИППП женщин, употребляющих инъекционные наркотики, в Санкт-Петербурге // СПИД, рак и общественное здоровье, 2006). Согласно оценкам самих ПИН, а также работников организаций, предоставляющих помощь ПИН, около 35% женщин-ПИН хотя бы один раз оказывались в местах лишения свободы. По оценке специалиста НПО, работающего в сфере оказания услуг ВИЧ-положительным ПИН, отбывающим или ранее находившимся в местах лишения свободы (МЛС), 80% из них были осуждены в связи с употреблением наркотиков. Вопросы, связанные с условиями содержания в МЛС, соблюдением прав человека в МЛС, отсутствием наркологической помощи, а также фактами предоставления просроченных антиретровирусных препаратов, требуют отдельного внимания. В данном докладе мы коснемся некоторых аспектов положения людей, находящихся в местах лишения свободы, в первую очередь женщин, которые еще более увеличивают их уязвимость по сравнению с мужчинами. По свидетельствам респонденток, отбывавших срок в местах лишения свободы, в случае, если женщина рожает ребенка в тюрьме или в колонии, не исключена вероятность, что сразу после родов ее могут лишить родительских прав. Если этого не происходит, то до трех лет ребенок находится с матерью, а потом его забирают в Дом ребенка. И после освобождения женщине стоит огромных усилий восстановить родительские права. Кроме того, после освобождения женщина сталкивается с проблемой восстановления своего социального статуса, обусловленного судимостью и нахождением в местах лишения свободы, что, в частности, является значительным препятствием для устройства на работу. Мужчины, отбывавшие срок в местах лишения свободы, могут найти работу, связанную с тяжелым физическим трудом. Женщинам зачастую оказывается невозможно найти даже такую работу, которая не требует квалификации. Таким образом, после освобождения из МЛС женщины попадают в крайне уязвимое положение. И не случайно для многих из них единственным способом обеспечить себя становится возврат к криминальной деятельности, проституции, а единственным способом справиться со стрессом – возобновление употребления наркотиков.
Доступ к наркологической помощи
Медицинские стандарты оказания помощи потребителям наркотиков регулируются приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2003 г. № 500 «Об утверждении протокола ведения больных “Реабилитация больных наркоманией”» (Z50.3). Протокол не выделяет женщин-ПИН в отдельную группу и не предусматривает специальных мероприятий по оказанию им наркологической помощи. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 64% потребителей наркотиков пытались избавиться от зависимости самостоятельно. Только 5% зависимых женщин и 7% мужчин не лечились и не хотели этого. 25% поступают для лечения повторно в том же году. 95–97% прошедших лечение в государственных наркологических диспансерах в том же году вновь начинают принимать наркотики, что говорит о крайне низкой эффективности государственной наркологической помощи. Основные препятствия для доступа ПИН к услугам государственной наркологической помощи
Дополнительные препятствия для доступа женщин к услугам государственной наркологической помощи
В Санкт-Петербурге, помимо государственных учреждений наркологической помощи, существует ряд негосударственных реабилитационных центров. Их основными преимуществами являются: 1) на этапе детоксикации фармакотерапия осуществляется более качественными и эффективными препаратами; 2) более внимательное по сравнению с государственными медицинскими учреждениями наблюдение за больными, обусловленное как меньшим количеством пациентов, так и более высокой зарплатой (а соответственно и мотивированностью) медицинского персонала; 3) отсутствие стигматизации со стороны медицинского персонала; 4) на этапе реабилитации предлагаются разные программы, но их эффективность (ремиссия больше года) выше в негосударственных центрах реабилитации. Основным препятствием для доступа к услугам негосударственной наркологической помощи является высокая стоимость услуг: от 500 до 10 000 евро.
Доступ к услугам здравоохранения
Гражданам России первичное государственное медицинское обслуживание предоставляется бесплатно на основании полиса обязательного или добровольного медицинского страхования. Лицам, не являющимся гражданами России, бесплатно оказывается скорая и неотложная медицинская помощь. Остальные виды медицинской помощи предоставляются на платной основе. Граждане России, не имеющие документов (паспорта и/или полиса обязательного медицинского страхования), бесплатную медицинскую помощь получить не могут. Людям без определенного места жительства необходимо получить справку об отсутствии у них постоянной регистрации в организации, занимающейся проблемами людей без определенного места жительства. Эта справка предъявляется при поступлении на лечение, и на ее основании человек может получить бесплатную медицинскую помощь. Для женщин с детьми, не имеющих определенного места жительства, данный вариант может представлять опасность, так как ребенка могут забрать органы опеки. Огромной проблемой для ПИН является отсутствие документов: утерянных, оставленных в родительском доме, украденных и не восстановленных паспортов и полисов обязательного медицинского страхования. Отсутствие документов составляет главное препятствие для доступа ПИН к услугам здравоохранения даже в случае острой необходимости.
Доступ женщин-ПИН к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем и профилактикой передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку (ППМР)
По свидетельствам врача-гинеколога женской консультации, женщины-ПИН крайне редко обращаются за медицинской помощью, для регулярного осмотра – практически никогда, в единичных случаях – по беременности. Согласно информации, предоставленной акушером-гинекологом 16-го отделения больницы им. Боткина, почти 100% поступающих в отделение женщин-ПИН (в данном отделении около 30% всех рожениц – ПИН) впервые попадают к врачу только при родах. Случаи, когда женщина-ПИН состояла на учете по беременности до родов являются единичными. По свидетельствам самих женщин и активистов, работающих в сфере оказания помощи женщинам-ПИН, некоторые из них не вызывают «скорую помощь» в случае родов, особенно если в момент родов они находятся в состоянии наркотического опьянения. Такие случаи бывают часто. Роды могут произойти в подъезде, в квартире или даже на улице. Дальнейшая судьба детей, рожденных в таких условиях, неизвестна. Нередки случаи избавления от ребенка путем удушения, выноса на мороз, на помойку и т.д. Существует инструкция по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, утвержденная приказом Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г., № 606, согласно которой показаниями для применения профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции является беременность сроком более 13 недель. Согласно данной инструкции, 100% ВИЧ-положительных женщин должны ее проходить. Однако на практике получается, что подавляющее большинство ВИЧ-положительных женщин-ПИН получают химиопрофилактику уже в родах или не получают вообще, что ведет к увеличению риска передачи ВИЧ-инфекции новорожденным. Другими последствиями отказа от обращений к врачу-гинекологу и за медицинской помощью по беременности являются: 1) отсутствие знаний об эффективных методах контрацепции и возможных медицинских консультациях по их применению; 2) отсутствие возможности медицинского прерывания беременности в случае, если женщина не хочет рожать ребенка; 3) серьезные проблемы со здоровьем у женщины и дальнейшее распространение инфекции, как результат не пролеченных ИППП; 4) патологии развития плода из-за не пролеченных во время беременности ИППП; 5) отсутствие регулярного наблюдения у акушера-гинеколога ставит под угрозу и здоровье женщины, и жизнь и здоровье ее будущего ребенка. Официальной статистики об уровне рождаемости среди женщин-ПИН не существует, но, по оценкам экспертов и самих женщин-ПИН, он незначительно ниже уровня рождаемости среди женщин общей популяции. Мы планировали включить в данный отчет информацию о том, что происходит с детьми, рожденными женщинами-ПИН, какова среди них распространенность ВИЧ-инфекции, какой процент отказов от таких детей, сколько их остается с родителями и как складывается их судьба. К сожалению, доступ к подобного рода информации оказался затрудненным, и в рамках нашего исследования мы не смогли получить полной картины. Для интервью с государственными сотрудниками, обладающими соответствующей информацией, а также для получения допуска в больницы и Дома ребенка, в которых находятся дети, рожденные женщинами-ПИН, необходимо наличие письменного разрешения чиновника уровня городской администрации, что требует больших усилий и затрат времени. Сотрудница организационно-методического отдела обмолвилась в телефонном разговоре, что официальной статистики по детям, рожденным женщинами-ПИН, просто не ведется, что только подчеркивает факт игнорирования проблем женщин-ПИН репродуктивного возраста на государственном уровне. По данным, предоставленным активисткой программы снижения вреда для женщин, нередки случаи изъятия новорожденного у матери-ПИН. В том случае, если женщина-ПИН опаздывает на выписку ребенка из роддома хотя бы на несколько минут, ребенка отправляют в детскую больницу в Колпино и забрать его оттуда бывает крайне затруднительно, если вообще возможно. Для интервью с главным врачом или начальником медицинской части Колпинской детской больницы также оказалось необходимым разрешение городской администрации. В рамках данного отчета мы можем только ограничиться заявлением, что круг вопросов, связанный с детьми, рожденными женщинами-ПИН, в том числе ВИЧ-положительными, нуждается в пристальном изучении.
Препятствия к доступу к услугам по репродуктивному здоровью и к профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции Основным и самым серьезным препятствием для обращения за услугами по репродуктивному здоровью, по беременности и профилактике вертикальной передачи ВИЧ-инфекции является нежелание или отсутствие возможности обращения за врачебной помощью во время беременности. В абсолютном большинстве случаев это обусловлено фактом и последствиями употребления наркотиков.
Практика отказа женщин, употребляющих наркотики, от услуг, связанных с репродуктивным здоровьем, включая профилактику ИППП, контрацепцию, ведение беременности, профилактику вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, широко распространена и приводит к необратимым негативным последствиям, которые будут сказываться еще в течение многих лет.
Доступ к социальным услугам
При лечении наркотической зависимости пособие по нетрудоспособности не выплачивается, что является дополнительным препятствием к получению женщинами-ПИН наркологической помощи. Законодательных ограничений в предоставлении социальной поддержки (льгот, пенсий, пособий) женщинам, употребляющим наркотики/состоящим на учете по поводу наркотической зависимости (в том числе ВИЧ-положительным ПИН), не существует, но на практике это происходит, например, по причине предвзятого отношения чиновника, назначающего пособие. С другой стороны, следует отметить, что женщины-ПИН крайне редко и неохотно обращаются за получением социальной помощи, так как это связано с длительным оформлением документов и стоянием в очередях, несовместимыми с образом жизни ПИН. В государственных и негосударственных центрах помощи женщинам, находящимся в кризисных ситуациях, действуют правила, запрещающие пребывание в них женщин-ПИН; другими словами, им и их детям отказано в праве на подобную помощь, даже в случае, если они окажутся жертвами физического насилия. Доступ к программам снижения вреда и пример эффективного опыта работы с женщинами-ПИН в рамках программы снижения вреда в Санкт-Петербурге
В России нет заместительной терапии и государственных программ снижения вреда от наркотиков. Вместе с тем в стране укоренился достаточно противоречивый взгляд на наркозависимость: с одной стороны, это серьезная болезнь, требующая лечения (позиция официальной наркологии), с другой – это распущенность и преступление (позиция правоохранительных органов). Факт, что значительное количество потребителей наркотиков по собственной воле вряд ли обратятся за медицинской помощью, как и факт существования тех, кто, несмотря на пройденное лечение, возобновит употребление наркотиков, оказываются за пределами внимания государства. Все эти люди – вне сферы влияния медицинских служб. На уровне государства программы снижения вреда оцениваются как элемент пропаганды наркотиков. Подобное отношение официальной власти привело к тому, что для ПИН в аптеках оказался затрудненным доступ к шприцам. Они есть в продаже, но, во-первых, их никогда не выставляют в витринах, а во-вторых, человеку, который выглядит как ПИН, их часто просто отказываются продавать. Согласно свидетельствам активистов из среды ЛЖВ, имеющих опыт употребления наркотиков, нередки перебои в поставках шприцев: в аптеках целого района или даже нескольких городских районов их может не быть в течение недели. Некоторые респондентки-ПИН были убеждены, что шприцы в аптеках в настоящее время вообще не продаются. Вся деятельность по снижению вреда в России проводится некоммерческими организациями, финансируемыми международными фондами. В Санкт-Петербурге выездной пункт программы снижения вреда, который предоставляет возможность для ПИН обменять шприцы, получить презервативы и информацию, действует в рамках проекта НКО «Гуманитарное действие». Единственным способом проведения мероприятий по снижению вреда для женщин-ПИН является выездной пункт программы снижения вреда, ориентированный на женщин-ПИН и секс-работниц. Его деятельность также осуществляется в рамках проекта «Гуманитарное действие». По словам активистов, работающих в автобусе, их программой охвачены порядка 2000 женщин: ПИН и оказывающих сексуальные услуги в г. Санкт-Петербурге, что составляет около 15–20% от общего числа ПИН и секс-работниц г. Санкт-Петербурга. В рамках работы этого проекта для женщин происходит обмен шприцев, выдача презервативов, консультирование по вопросам контрацепции, выдача тестов на беременность, контроль за регулярным тестированием на беременность, помощь в восстановлении документов, постановке на учет по беременности и в получении ППМР, помощь в налаживании контакта с семьей, помощь в передаче новорожденного ребенка матери, психологическая помощь и поддержка. Благодаря деятельности проекта в течение последнего года 48 женщин-ПИН и секс-работниц получили доступ к услугам по беременности и ППМР. Большинство детей, рожденных этими женщинами, остались с мамами. Около 70% матерей смогли достичь стойкой ремиссии. Данные результаты свидетельствуют, что эффективная работа с женщинами, употребляющими наркотики, возможна. Но, конечно, для такого большого города, как Санкт-Петербург, явно недостаточно ресурсов одного маленького автобуса.
Выводы
Необходимо обратить внимание на тот факт, что подавляющее большинство женщин-ПИН находятся в репродуктивном возрасте; у 50% на иждивении находятся малолетние дети. Необходимо срочно принять меры по расширению доступа женщин-ПИН к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем, профилактикой ППМР, наркозависимостью, а также к услугам социальной и психологической помощи. Для решения этой задачи мы предлагаем следующие шаги:
Источники информации
http://apps.who.int/globalatlas/predefinedReports/EFS2008/short/EFSCountryProfiles2008_RU.pdf;
10. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, http://www.minzdravsoc.ru; 11. О состоянии эпидемии ВИЧ-инфекции в Российской Федерации// «Демоскоп Weekly», № 337-338, 16-29 июня 2008. http://demoscope.ru/weekly/2008/0337/reprod01.php; 12. Поленина С.В. Развитие института прав женщин во взаимодействии международного и национального права. 13. Приказ Минздрава РФ от 19 декабря 2003 г., № 606; 14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.10.2003, № 500 «Об утверждении протокола ведения больных “Реабилитация больных наркоманией”» (Z50.3); 15. Федеральная служба государственной статистики РФ, http://www.gks.ru; 16. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, http://fskn.gov.ru/fskn/index.htm;
Описательный отчет «Мониторинг 20-11 Симона +»
|